В прошлый раз мы собирали email-адреса пользователей после заказа. Сегодня поговорим про ситуацию, когда email пользователей у нас уже есть, но мы хотим дополнить данные в профилях пользователей какой-то новой информацией (то, что называется обогащение данных).
Например, это может быть дата рождения, географическое положение, профессия, место работы и так далее — всё, что впоследствии пригодится нам для более точной сегментации.
По умолчанию считаем, что нам известно, какие данные мы будем собирать и как их использовать. Сосредоточимся именно на механизме сбора: составим хит-парад способов обогащения данных на нашем сайте и при помощи наших коммуникаций.
Сразу замечу, что хит-парад во многом субъективный, без отсылок к исследованиям и статистике — просто на основе моего собственного опыта. |
№1 Поп-ап окно
Самый «топовый» способ реализовать обогащение данных — это, конечно, поп-ап окно, всплывающее поверх остального контента сайта в определённый момент времени.
Это не только один из самых эффективных способов подписки, но и сбора любой другой информации:
→ На каком языке вы программируете?
→ Ваш город Санкт-Петербург?
→ Вы покупаете для себя или в подарок?
Получив первоначально email, мы можем взять паузу, а потом вернуться с этими вопросами при последующих визитах пользователя на сайт — узнавая его по куки, авторизации в личном кабинете или другими способами.
Наиболее эффективно задавать только 1 вопрос в единицу времени, предоставляя 3-5 готовых вариантов ответа на выбор (вариант «другое» и свободный ввод с клавиатуры опционально).
Вообще, спрашивать можно и больше, но не забывать, что это скорее всего снизит итоговую конверсию в ответ. |
Вопрос должен быть простым, понятным и однозначным.
НЕ: Укажите размер компании, в которой вы работаете
А: Число сотрудников в компании (5-10 | 10-20 | 20-50 | 50-100 | > 100)
Самую высокую конверсию в ответ даст показ поп-апа крупно по центру экрана. Однако не всегда сбор дополнительной информации в приоритете, поэтому часто уместнее менее агрессивные способы показа — небольшое, аккуратное окно в углу экрана, на полях, всплывающая строка сверху или снизу.
Для реализации можно попробовать самописное решение, но тогда быть готовым, что это не так просто, понадобится предусмотреть много нюансов.
Поэтому в своей практике я чаще отдаю предпочтение готовым решениям: инструментарию внутри сервисов рассылок или отдельным специализированным сервисам типа Carrot Quest или Claspo. |
№2 Целевое действие
Также можно задать вопрос пользователю при целевом действии на сайте — оформлении заявки/заказа, скачивании полезного контента и т.п. — когда мы получаем больше его внимания.
Делать это нужно осторожно, чтобы не навредить конверсии в само действие, особенно, связанное с деньгами. В этом случае самое безопасное показать вопрос уже после выполнения действия, на Thank you page.
Подробнее этот вариант как раз разбирался в прошлой статье, для случая сбора email. |
Если действие связано с тем, что мы, наоборот, предоставляем ценность пользователю — даём скачать полезную брошюру, бесплатную программу и т.п. — собирать информацию можно и перед этим, попросив его заполнить простую форму в 1-3 вопроса.
Наконец, мы можем встроить интересующий нас вопрос в шагах/этапах, выполняемых пользователем непосредственно во время действия (например, спросить о компании, профессии и т.п.).
Тогда лучше сделать такое поле необязательным для заполнения и снабдить пояснением, для чего мы собираем эту информацию, чтобы не навредить конверсии в само действие и при этом получить кое-какой результат. |
В любом случае, стараемся встроить опрос в целевое действие максимально бесшовно, обеспечивая пользователю опыт непрерывного и гладкого взаимодействия.
№3 Email-рассылки
Наконец, обогащение данных можно делать email-рассылками.
Хотя это основной инструмент email-маркетолога, я ставлю его в конец топа, так как здесь мы получаем менее широкий охват аудитории, ограниченный нашим open rate (коэффициентом просмотра).
Хорошо, если мы дотянемся до 20-30% пользователей, но это вполне может быть 10-15% и даже менее. |
Чтобы побороться за хороший результат, прибегнем с универсальной схеме анонса в рассылках:
✓ Проведём общую массовую рассылку по всем подписчикам с опросом.
✓ Сделаем повтор по неотрывшим, чтобы охватить ещё какую-то часть аудитории.
✓ Настроим триггерное письмо для новых пользователей, не заполнивших свой профиль.
✓ Добавим блок динамического контента в прочие наши массовые рассылки, с условием показывать его пользователям без данных.
Действуя таким образом, мы можем рассчитывать на некоторое увеличение охвата и улучшение наших результатов.
Подробнее об этом способе см. статью Универсальная схема анонса контента в рассылках. |
Вместо заключения
Вряд ли мы соберём информацию о 100% аудитории, даже если будем стараться делать это «из каждого утюга».
Но если у нас есть 20% — этого мало. Нам нужно стремиться получить 30 или 40%, чтобы можно было точно сказать, что мы делаем свою работу эффективно.
Для этого нам нужно использовать все предложенные выше способы, делать это комплексно и на постоянной основе.
[В следующий раз посмотрим, как подгонять дизайн шаблона рассылок под возможности конструктора писем]. | |
P.S. Чтобы не пропускать выход новых статей, подписывайтесь! 😉