В прошлый раз мы тестировали содержание писем в поисках ответа на вопрос: как лучше всего расположить кнопки социальных сетей в письме? Сегодня вернёмся к Мэйл Чимп и рассмотрим подробно его автореспондер (возможности его автоответчиков).
В блоге уже есть статья, посвящённая этой теме, но за прошедшее время возможностей у автореспондеров Чимп здорово прибавилось,а интерфейс изменился — так что будем разбираться заново:)
Чтобы начать работу с автоответчиками, заходим в меню Autoresponders и кликаем по кнопке в правом верхнем углу Create Autoresponder:
Появляется стандартная последовательность шагов создания кампании в Мэйл Чимп с одним дополнительным шагом: автореспондер (Autoresponder).
Шаг 1: Recepients
На первом шаге выбираем полный Список рассылки или Сегмент списка. В последнем случае это будет уже тонкая настройка автоответчика.
Например, мы хотим отправить разные приветственные письма покупателям разных продуктов:
Или отправить напоминание об оплате тем, кто не оплатил продукт:
А тем, кто оплатил, отправить запрос отзыва:
Всё это позволяет сделать именно точный выбор сегмента подписчиков, которым должно быть отправлено автоматическое сообщение. Если такой необходимости нет, просто выбираем весь список и переходим на следующий шаг.
Шаг 2: Автореспондер
На этом шаге мы формируем событие, при котором должно быть отправлено автоматическое письмо, и задаём временной интервал для отправки.
[Событие]
На данный момент MailChimp поддерживает следующие события для автоответчиков (при этом набор доступных событий может меняться от аккаунта к аккаунту — зависит от того, какие данные есть в базе и какие приложения используются):
(1) Subscription to list
Отправная точка — момент подписки на рассылку (или добавление подписчика в список путём импорта).
Удобно использовать для настройки welcome-серии — писем, которые подписчик получает после подписки.
(2) Campaign Events
Отправная точка — активность подписчика в предыдущих кампаниях.
— Campaign is opened
(Одна из предыдущих кампаний, разосланных по этому cписку, была открыта).
— Any link in campaign is clicked
(В одной из предыдущих кампаний подписчик кликал по любым ссылкам).
— Specific link in campaign is cliked
(В одной из предыдущих кампаний подписчик кликнул по определённой ссылке).
Такие события можно использовать, чтобы реализовывать определённые сценарии автоответчиков: например, подписчику можно предложить подписаться на информационный курс из нескольких писем и разместить в кампании ссылку-приглашение. Всем, кто кликнут по ней, автореспондер начнёт отправлять письма курса по заданному расписанию.
(3) Ecommerce360 events
Отправная точка — информация, полученная при помощи специального приложения Чимп eCommerce. Это приложение для электронной торговли, которое позволяет отслеживать покупки подписчиков на сайте и отправляет данные о них в Мэйл Чимп.
У меня приложение не установлено, поэтому данные по возможностям авторесподера для него скорее всего неполные:
— Any Purchase recorded
(Подписчик совершил покупку).
(4) List data
Отправная точка — информация о подписчике в Списке рассылки.
— Specefic date (Конкретная дата).
— Annually recurring date (Ежегодно повторяющаяся дата).
— Birthday (Дата рождения).
— Merge field changed (Информация о подписчике в Списке рассылки изменилась определённым образом).
Например, можно «привязаться» к дате регистрации продукта, как отправной точке для старта серии сообщений:
Или поздравить подписчика с Днём Рождения:
Или в тот момент, когда статус заказа поменяется с «Не оплачено» на «Оплачено», выслать клиенту пламенные благодарности:
(5) Mandrill Events
Отправной точкой являются события специального приложения MailChimp Mandrill. Это приложение для отправки транзакционных сообщений — типа «спасибо за покупку» или «ваш счёт оплачен».
— Mandrill email is opened
(Подписчик открыл письмо, отправленное ему через приложение).
— Any link in Mandrill email is clicked
(Подписчик кликнул по любой ссылке в письме, отправленном ему через приложение).
— Mandrill email is sent
(Подписчику отправлено письмо через приложение).
— Mandrill email is sent, opened, or clicked
(Подписчику отправлено письмо через приложение, либо он уже открыл его или кликал по ссылкам в нём).
(6) Goal Events
Отправной точкой является посещение подписчиком определённой страницы сайта* (при условии, что на сайте установлен специальный код отслеживания из приложения MailChimp Goal).
— Subscriber browses to URL
(Подписчик из рассылки перешёл на страницу сайта с определённым URL).
Например, подписчик посетил страницу описания услуги, прорекламированную в рассылке. Это может быть поводом выслать ему больше информации об этой услуге:
[Временной интервал]
Определив событие, которое должно послужить сигналом для срабатывания автоответчика, нужно задать время его отправки:
Возможности задать время зависят от выбранного события (например, мы не можем отправить письмо до подписки на рассылку), но в самом общем случае это условие конструируется следующим образом:
(1) Численный размер интервала
Поле для ввода количества дней, недель и т.п.
(2) Тип интервала:
— Within the hour of (В течение часа),
— On the day of дни (В определённый день),
— Day(s) (Дни),
— Week(s) (Недели),
— Months(s) (Месяцы).
— Year(s) (Годы).
(3) Отношение интервала к событию:
— After (После),
— Before (До).
(4) Время отправки автоответчика:
(5) День недели
Чек-боксы для выбора дней недели, удобных для отправки автоматического сообщения. По умолчанию выбраны все дни, но можно убрать часть галочек — например, чтобы автоответчики рассылались только по будням:
Письма, которые должны были быть отравлены в отключенные дни «переедут» на те, которые включены.
К примеру: если приветственное письмо у нас отправляется на следующий день после подписки и при этом в выходные дни мы не рассылаем (в письме идёт призыв обращаться к менеджерам компании, а в сб-вс те не работают), то подписчик, подписавшийся в пятницу, получит свой welcome в понедельник — когда менеджеры будут готовы среагировать на возможный отклик.
После того, как нужное событие сконструировано, а время отправки автоматического письма задано, остальные шаги создания кампании в MailChimp выполняются в обычной последовательности:
Когда автореспондер подготовлен и включен, появляется отчёт по нему (количество отправленных, просмотры, клики и т.п.) — такой же, как и у других email кампаний:
Примеры
— Если мы хотим отправить первое письмо в течение часа после подписки, на шаге Автореспондер это будет выглядеть следующим образом:
Кстати, час — это минимальный временной интервал, который поддерживает Чимп.
Если нужно отправить сообщение моментально, то для этого используется Mandrill (поскольку такое сообщение сервис уже относит к разряду транзакционных).
— Или мы хотим отправить купон на скидку в День Рождения пользователя:
— Или запустить серию писем на следующий день после того, как подписчик кликнул по определённой ссылке в письме:
И так далее…
Заключение
События, которые предусматривает Чимп при работе с автоответчиками отчасти “перекрываются” (т.е. одного и того же результата можно достичь разными путями), что повышает гибкость реализации.
События, связанные с приложениями MailChimp достаточно экзотичны (в своей практике ещё не доводилось прибегать к ним). Однако возможность создавать события, связанные с активностью подписчиков в предыдущих кампаниях, а также обновлением информации о них в Списке рассылки, действительно удобны.
В сочетании с разными временными интервалами (как после события, так в некоторых случаях и до), это открывает возможности для разработки обычным маркетологом-пользователем (продвинутым гуманитарием, но не IT-специалистом:)) достаточно сложных сценариев отправки автоматических сообщений.
Каждое из этих сообщений можно будет удобно и быстро редактировать, а также получать подробную статистику по результатам:
Примечание: |
Большая часть информации в этой статье актуальна, однако сам интерфейс автоответчиков изменился, поэтому скриншоты устарели. О новом интерфейсе и идеологии автоответчиков Мэйл Чимп читайте в статье блога Automation MailChimp: что это такое и с чем его едят? |
P.S. Возникает вполне справедливый вопрос: откуда взять столько данных о подписчике, чтобы пользоваться всеми этими новыми шикарными возможностями? И как своевременно отправлять их в сервис рассылок?
Решение проблемы — в синхронизации баз данных по клиентам и в рассылочном сервисе. Об этом и поговорим в следующий раз.
P.P.S. Если вы ещё не подписались на мою рассылку — самое время это сделать. Я не только анонсирую свежие статьи блога, но и делюсь с подписчиками бонусной информацией, а также показываю отдельные приёмы email маркетинга на практике. До встречи в вашем почтовом ящике! 🙂