В прошлый раз мы пробовали добавлять видео в рассылку. В нынешний будем более точно и полнее смотреть, какой результат приносит email рассылка для интернет-магазина.
Самый распространённый контент для рассылок в области электронной торговли, конечно, предложение различных товаров в письмах. А самый ожидаемый результат — заказы подписчиков.
Это и постараемся учесть в статистике.
После каждой рассылки мы будем фиксировать целый ряд параметров, каждый из которых вносит свой вклад в общую оценку успеха или неуспеха кампании.
Время отправки
Сразу после очередной кампании вносим в таблицу Статистики рассылок:
(1) Дату отправки кампании
(2) День недели
(3) Точное время отправки
Содержание
Также добавляем в таблицу сразу информацию о содержании кампании:
(4) Тему письма
(5) Ссылку на просмотр письма в браузере
(6) Количество товаров в письме
(7) Количество товарных категорий в письме
(8) Средний ценник товаров
(9) Примечание о базе (или её сегменте), по которой проведена рассылка
(10) Utm-метку, использованную в ссылках в письме
Информация о доставке
Не раньше, чем через 3 дня после отправки кампании (а лучше, через неделю — чтобы “набежал” более полный, достоверный результат), вносим в таблицу Статистики данные о доставке кампании:
(11) Количество отправленных
(12) Количество доставленных (если есть возможность измерить)
(13) Количество открытых
(14) Количество кликов (1 подписчик = максимум 1 клик)
(15) Количество отписок
(16) Количество жалоб на спам (если есть возможность измерить)
Показатели эффективности
На основе этих данных рассчитываем показатели эффективности рассылки:
(17) Коэффициент доставки = (12) / (11) * 100%
(18) Коэффициент просмотров = (13) / (12) * 100%
(19) Коэффициент кликов = (14) / (12) * 100%
(20) Кликабельность (CTR) = (14) / (13) * 100%
(21) Коэффициент отписки = (15) / (12) * 100%
(22) Коэффициент жалоб на спам = (16) / (12) * 100%
Коэффициенты доставки, просмотров и кликов округляем до одного знака после запятой. CTR округляем до целого.
Коэффициенты отписки и жалоб на спам округляем до двух знаков после запятой (или до трёх, если величины небольшие).
Нормально, когда коэффициент доставки > 90%.
Коэффициенты просмотров и кликов и кликабельность сравниваются только с результатами предыдущих кампаний. Нет большого смысла ориентироваться “на отрасль”. Просмотры и клики преимущественно определяет база: каким образом собрана, какой имеет размер, как давно ведётся и прочее. Оценивая эти показатели, “соревнуемся сами с собой”.
Коэффициенты отписки и жалоб на спам считаются приемлемыми, если
< 0,1% (для полностью рекламных рассылок < 0,2-0,3%).
Данные о заказах
Важно наладить сбор данных о результатах рассылки (веб-аналитику) таким образом, чтобы точно знать для каждой кампании:
(23) Количество заказов, добавленных в корзину
(24) Количество оплаченных заказов
(25) % оплаченных заказов = (24) / (23) * 100%
Также рассчитываем показатели конверсии (% достижения основной цели — оплаченного заказа).
(26) % конверсии по базе = (24) / (12) * 100%
(27) % конверсии по просмотрам = (24) / (13) * 100%
(28) % конверсии по кликам = (24) / (14) * 100%
% оплаченных заказов округляется до целого. % конверсий — до второго знака после запятой.
% конверсии по базе помогает прогнозировать дальнейшие успехи рассылки и распределять бюджет.
Например, если мы планируем нарастить базу на 1000 подписчиков в ближайшее время, то это принесёт магазину продаж в количестве (26) * 1000 / 100% с каждой рассылки.
Если бюджет на продвижение составляет ~10% от предполагаемого дохода, то какие способы нам доступны, чтобы получить эту самую 1000 подписчиков? (контекстная реклама, партнёрская программа и проч.).
% конверсии по просмотрам показывает, насколько интересны товары, предложенные в рассылке, нашим подписчикам и насколько удачно в целом было составлено письмо.
% конверсии по кликам вместе с % оплаченных заказов помогает оценить эффективность сайта (эти показатели удобно сравнивать с аналогичными величинами по другим источникам конверсии — контекстной/баннерной рекламой, SEO и т.д.) для повторных продаж.
Финансовые данные
Завершает Статистику группа финансовых показателей.
Порядок заполнения этих величин в таблице зависит от способа, которым измеряются доходы с продаж.
Если используется метод усреднённого расчёта (т.е. заранее известные данные о среднем чеке и % маржи), то финансовые показатели заполняются следующим образом:
(30) Средний чек
(32) % маржи
В эти столбцы просто вносятся текущие показатели, рассчитанные на основе общей статистики продаж интернет-магазина за достаточно длительный период (например, полгода).
(29) Доход с рассылки = (30) * (24)
(31) Прибыль с рассылки = (29) * (32) / 100%
Все величины округляются до целого.
Если используется точный метод расчёта (например, в магазине настроена e-commerce для Гугл Аналитикс или рассылки ведутся через самописный модуль, позволяющий отслеживать заказы каждого подписчика), то столбцы в Статистике заполняются по порядку:
(29) Доход с рассылки
(30) Средний чек = (29) / (24)
(31) Прибыль с рассылки = (29) — (Себестоимость товаров)
(32) % маржи = (31) / (29) * 100%
Размер дохода помогает оценить, насколько в целом успешна рассылка интернет-магазина (сравниваем его с доходами от предыдущих рассылок или с усреднёнными показателями).
Средний чек (в случае, если он подсчитан точным методом) сопоставляем со средним ценником рассылки. Если в письмо было включено какое-либо специальное предложение, способное повлиять на сумму заказов — учитываем и это.
Прибыль и % маржи (также при точном расчёте) показывают, насколько выгодно продвигать в рассылке именно эти товары.
Также обращаем внимание, как количество товаров и их разнообразие (количество товарных категорий) сказалось на кликах и количестве заказов. Ищем своё “золотое сечение” — т.е. примерное количество товаров/товарных категорий в письме, приносящее максимальный результат.
Какой средний ценник уместен для продаж через email? Какие товары пользуются наибольшей популярностью у подписчиков? — ищем ответы и на эти вопросы тоже.
Примечание
Все выводы по рассылке добавляем в последний столбец Статистики — (33) Примечание.
Его заполняем в свободной форме, но лучше в определённой последовательности: следуя слева-направо по значениям в таблице, давая оценку каждому показателю и тому, как отработала рассылка интернет-магазина в целом.
Пример
Заполним для примера одну строчку таблицы:
Допустим, рассылку мы провели 28 августа в 9-20 утра:
1) Дата: 28.08
2) День недели: ср
3) Время отправки: 9-20
Информация о содержании письма:
4) Тема: Разряжаются гаджеты? Поможем!
5) Ссылка на письмо: http://view_in_browser_link.ru
6) Количество товаров: 19
7) Количество товарных категорий: 4
8) Средний ценник: 1974
9) База: все подписчики магазина
10) UTM-метка: email_28_08
Спустя неделю, как рассылка интернет-магазина отправлена (4-го сентября), подводим итоги:
11) Отправлено писем: 28664
12) Доставлено: 28349
13) Открыто: 8253
14) Клики: 1836
15) Отписались: 51
16) Пожаловались на спам: 36
17) Коэффициент доставки: 98,9%
18) Коэффициент просмотров: 29,1%
19) Коэффициент кликов: 6,5%
20) CTR: 22%
21) Коэффициент отписки: 0,18%
22) Коэффициент жалоб на спам: 0,13%
23) Количество заказов, добавленных в корзину: 32
24) Количество оплаченных заказов: 27
25) % оплаченных заказов: 84%
26) % конверсии с базы: 0,10%
27) % конверсии с просмотров: 0,33%
28) % конверсии с кликов: 1,47
29) Доход с рассылки (посчитан точно): 78 719 руб.
30) Средний чек: 2916 руб.
31) Прибыль с рассылки (посчитана точно): 44662 руб.
32) % маржи (нашей наценки на товары): 57%
33) Примечание:
Доставка хорошо, просмотры тоже (тема яркая), клики средне, отписка и жалобы на спам как всегда (только товары в рассылке), конверсия немного ниже средней (товары не так сильно заинтересовали + мало категорий), прибыль тоже. Средний ценник на средний чек повлиял слабо (к тому же, не было акций). В целом — средний успех у кампании. В следующий раз дать больше категорий.
В таблице статистики всё это выглядит вот так:
Посмотреть таблицу в Гугл Докс>>
Немного лирики в заключение:)
Когда рассылка интернет-магазина (её аналитика) рассматривается основательно, то на выходе получается солидная таблица, учитывающая больше трёх десятков параметров.
Конечно, этот рецепт не универсален и всегда стоит экспериментировать с набором столбцов в поисках своего, более оптимального решения. Например, можно отказаться от чересчур подробного измерения конверсии (26) — (28), но добавить балльную оценку успеха каждой отдельной рассылки и т.д.
Поначалу ведение таблицы может показаться занятием обременительным и не до конца понятным. Однако после сбора и обработки определённого количества информации, вы почувствуете прорыв в понимании — ваши цифры “заговорят”.
Вы научитесь видеть, к чему привели усилия по созданию кампании: “сыграла” ли тема, сработали ли новые красивые кнопки, заинтересовали ли новинки и какой доход принесла текущая акция. А также получите богатый источник свежих идей для того, чтобы рассылка для интернет-магазина совершенствовалась.
Момент измерения результатов рассылки станет едва ли не самым захватывающим в email маркетинге (сильнее волнует разве что клик по кнопке Отправить, когда рассылаются за раз тысячи писем).
Имея в своём распоряжении такую подробную статистику, в сочетании с постоянным бета и сплит-тестированием вы получите сильный инструмент для роста и поддержания эффективности ваших рассылок на должном уровне.
P.S. В следующий раз познакомимся с кейсом по тестированию содержания: внедряем кнопки социальных сетей в шаблон для рассылки, ставим эксперимент и получаем ну очень занятные результаты)
P.P.S. Если вы ещё не подписались на мою рассылку — самое время это сделать. Я не только анонсирую свежие статьи блога, но и делюсь с подписчиками бонусной информацией, а также показываю отдельные приёмы email маркетинга на практике. До встречи в вашем почтовом ящике! 🙂