В прошлом посте шла речь о маркетинге в нотификациях. Сегодня вернёмся к Мэйл Чимп и поговорим про одно его полезное приложение для сегментации — HairBall.
Что такое HairBall
В двух словах: HairBall — это программа, которая устанавливается на ваш компьютер и подключается к вашему аккаунту Мэйл Чимп. Вы выгружаете туда свои списки рассылок и используете возможности приложения для их углублённой сегментации.
В самом Мэйл Чимп есть ряд ограничений на работу со списками, связанные, видимо, с технической стороной работы сервиса:
— При сегментации нельзя задавать больше 5-ти условий:
— При работе с текстовыми полями нельзя выделить пустые:
— При сегментации нельзя в полной мере учитывать историю предыдущих отправок:
Например, выделить подписчиков, которым была отправлена предпоследняя кампания или подписчиков, кликнувших по конкретным ссылкам.
— В списке рассылки нельзя сделать случайную выборку подписчиков (например, для многопараметрического теста).
Часто эти ограничения не так важны — пяти условий вполне хватает для сегментации, подписчиков с незаполненными полями можно выделить обходным путём, так же, как и создать выборки для тестов и кампаний со сложными сценариями отправки.
Однако в MailChimp, видимо, получили достаточный фидбек от клиентов, чтобы разработать специализированное приложение для решения всех вышеозначенных проблем напрямую.
Как использовать HairBall
Чтобы начать работу с приложением:
1. Скачайте подходящую версию программы со страницы загрузки (предусмотрены версии для Mac, Windows и Linux):
2. Установите её на своём компьютере и запустите:
3. Укажите при первом запуске логин вашего аккаунта в Мэйл Чимп, ключ API и нажмите на кнопку Create Account:
Ключ API вы можете сгенерировать в Мэйл Чимп:
Account Settings / Extras / API keys
4. Выгрузите списки рассылок в приложение для сегментации, щёлкнув на кнопку Fetch List:
5. Выгрузите историю кампаний, которые вы уже отправили через Мэйл Чимп, щёлкнув на Fetch Campaigns:
6. Создайте новый сегмент — New Segment.
При этом вам будут доступны те самые возможности, которых могло не хватать в Мэйл Чимп:
— Задать сколько угодно условий сегментации:
— Выделить подписчиков с незаполненными полями:
— Сформировать сегмент из подписчиков, получивших одну из предыдущих кампаний:
— Сформировать сегмент из подписчиков, кликнувшим по определённым ссылкам в предыдущих кампаниях:
— сформировать сегмент, в который войдёт определённый процент подписчиков, выбранных случайным образом (Create a Percentage-Based Segment):
7. Впишите название сегмента (поле Name) и сохраните его в HairBall (большая красная кнопка Create Segment).
8. Загрузите сегмент в MailChimp, щёлкнув по кнопке Upload to MailChimp , которая появится сразу после создания сегмента:
Дальше вы сможете воспользоваться им на первом шаге создания кампании (Recipients), выбрав из списка статических сегментов (Static Segment):
С учётом возможностей самого Мэйл Чимп — добавить/исключить созданный сегмент, использовать его в сочетании с другими условиями, связанными операторами И/ИЛИ (any/all) — вы сумеете создать сегмент, сколь угодно изощрённый по набору характеристик.
Сплит-тест при помощи HairBall
В статье A/B тестирование в Мэйл Чимп мы уже посмотрели способ создания тестовых сегментов при помощи таблицы Excel.
Теперь сделаем то же при помощи HairBall:
1. Создаём в приложении Сегмент А (например, 5 % всего списка):
2. Перезапускаем приложение, чтобы «сбросить» историю предыдущей процентной выборки.
3. Создаём Сегмент B, включающий 5% списка.
4. Аналогично создаём Сегмент C (предположим, мы хотим провести тестирование 3-х вариантов письма).
5. Выгружаем все сегменты в Мэйл Чимп и создаём 3 одинаковые кампании, отличающиеся только одним тестируемым параметром (например, расположением картинки в письме).
6. При этом сегмент для отправки варианта А формируем следующим образом:
(чтобы устранить возможные пересечения с сегментами B и C).
Сегменты для отправки вариантов B и С формируем так же (из B вычитаем А и С, из С — А и В).
Скорее всего итоговые сегменты будут отличаться по размерам, но чем больше исходный список — тем незначительнее отличия, а пересчёт итоговых показателей эффективности в % поможет сделать результаты теста ещё более достоверными.
7. Отправляем варианты письма А, B и С по сформированным сегментам.
8. Через 3-4 часа (а ещё лучше — через сутки) измеряем результат — открываемость/клики/отписку — и на его основании выбираем “победителя”.
9. Создаём копию кампании-победителя и отправляем её по всем подписчикам из списка, исключая сегменты А, В и С:
(если тестовых сегментов больше, то снова обращаемся к HairBall, чтобы сформировать окончательный сегмент для рассылки):
Возможно, кому-то такой способ понравится больше, чем работа с таблицами.
Выводы
Мэйл Чимп поддерживает достаточно глубокую сегментацию списков, но иногда его базовых возможностей не хватает.
В таком случае на помощь приходит приложение для сегментации HairBall, разработанное как раз с учётом недостающего функционала сервиса. В нём вы можете реализовать любую сколь угодно сложную сегментацию.
Если перед вами периодически стоят такие задачи — пользуйтесь!:)
P.S. В следующий раз поговорим о сегментации уже более предметно. Посмотрим, как разделить базу подписчиков по полу и для чего это можно использовать.
P.P.S. Если вы ещё не подписались на мою рассылку — самое время это сделать. Я не только анонсирую свежие статьи блога, но и делюсь с подписчиками бонусной информацией, а также показываю отдельные приёмы email маркетинга на практике. До встречи в вашем почтовом ящике! 🙂