В прошлой статье речь шла о втором шаге создания кампании в Мэйл Чимп. Сегодня снова поговорим об аналитике рассылок. Кроме показателей эффективности, рассмотренных раньше, email кампании особенно интересно оценивать с точки зрения поведения подписчиков на сайте. Ведь обычно интернет-рассылка подразумевает какую-то цель — и это вовсе не открытие и чтение писем (хотя бывает и такое), а переходы на веб-ресурс и выполнение запланированных действий.
Например, для рассылки информации о новинках интернет-магазина основная цель — заказы. Для анонса обучающего семинара цель — регистрация участников. Рассылка полезных статей и материалов решает более абстрактную задачу: удержать внимание подписчиков. Однако косвенно это тоже может подразумевать продажи.
Дополненная таблица аналитики
Если основные показатели эффективности помогает оценить сам сервис рассылок, предоставляя сведения о количестве отправленных, доставленных, открытых писем и кликах в них, то для оценки действий подписчика после перехода на сайт понадобится сервис веб-аналитики.
Тогда, используя в ссылках с писем специальные метки, вы сможете воспользоваться данными, которые предоставляют такие сервисы, и дополнить свою таблицу аналитики рассылок:
Посмотреть эту таблицу в Гугл Докс>>
Новые столбцы здесь:
Трафик — включает в себя 3 стандартных параметра привлечённого трафика:
— показатель отказов (% подписчиков, покинувших сайт после просмотра только одной страницы — или, как вариант, пробывших на сайте не больше 10 секунд),
— количество просмотренных страниц (среднее количество страниц, просмотренных подписчиками за посещение),
— средняя продолжительность посещения (сколько времени в среднем подписчики провели на сайте).
Конверсия — позволяет численно оценить достигнутые цели: количество продаж, заполненных форм обратной связи и т.д.
Этот столбец можно заполнять как абсолютными значениями (5 покупок, 3 заполненных формы, 10 скачек прайса), так и относительными (конверсия по цели 10%).
Поле Примечание заполняется в свободной форме. В нем можно дать общую оценку рассылки, описать, что произошло благодаря внесённым изменениям и наметить дальнейшие действия. В любом случае, всё это можно сделать довольно кратко.
Как измерять
Чтобы заполнить столбцы Трафик и Конверсия нужно, чтобы на сайте был размещён код сервиса веб-аналитики, настроенного надлежащим образом (см. полезные ссылки в конце статьи).
Сам я предпочитаю Гугл Аналитикс. Хотя бы потому, что совместная работа с Гугл предусмотрена во многих рассылочных сервисах (Мэйл Чимп, Юнисендер), а набор его возможностей очень широк. К тому же, он бесплатный.
Если говорить коротко, то последовательность работы с сервисом веб-аналитики для замера эффективности рассылок следующая:
— код веб-аналитики размещается на каждой странице сайта,
— выполняется настройка целей по URL (например, если подписчик видит страницу “Спасибо за покупку!” — значит, он что-то купил),
— в ссылки email кампании добавляются метки для отслеживания действий подписчиков на сайте,
— некоторое время спустя результаты кампании анализируются по совокупности данных сервисов рассылки и веб-аналитики.
Пример
1. Подготовлена интернет-рассылка:
2. В ссылки с письма добавлены метки Гугл Аналитикс:
?utm_source=Tesla&utm_campaign=email_vs&utm_medium=email
3. Кампания проверена на тестовом списке рассылки, а затем отправлена подписчикам.
4. Через неделю (можно и раньше, но тогда результаты могут быть неполными) проводится оценка результатов:
- данные об отправленных, доставленных, открытых письмах и кликах с них в сервисе рассылок:
- данные о действиях подписчиков после переходов на сайт, предоставленные сервисом веб-аналитики:
- совмещаем их в одной таблице:
Дополнительно
Качество трафика и конверсию лучше оценивать вместе.
Конечно, длительное время пребывания на сайте и большое количество просмотренных страниц — это неплохо. Однако если при этом не выполнены целевые действия, то очевидно что-то не в порядке. Возможно, подписчикам просто неясно, что от них хотят или предложение не устраивает подавляющее большинство из них.
И наоборот, высокий показатель отказа с высокой же конверсией на странице, куда были направлены подписчики с рассылки, говорит, что она работает замечательно: подписчикам всё понятно без просмотра дополнительных материалов, а текст рассылки и страницы достаточно убедительны.
Полезные ссылки
Тема веб-аналитики слишком широка, чтобы охватить её в объёме одной статьи или даже цикла статей. Поэтом ниже приведу несколько полезных ссылок по этому направлению:
Блоги:
Веб-Аналитик — качественный блог Даниила Азовских. Жаль только, что автор прекратил его наполнение)
Сервисы:
Гугл Аналитикс — бесплатный сервис аналитики от Гугл, для аналитики рассылок использую только его.
Яндекс.Метрика — отечественный аналог от Яндекса, тоже бесплатный.
Книги:
Всё те же)
“Email маркетинг работает”, Крис Бэггот (конкретно об аналитике 9-я глава),
“Веб аналитика”, Авинаш Кошик (интернет-рассылка разбирается так же в 9-й главе).
P.S. В следующий раз посмотрим, как оформлять письма в Мэйл Чимп — шаг 3 при создании email кампании.
P.P.S. Если вы ещё не подписались на мою рассылку — самое время это сделать. Я не только анонсирую свежие статьи блога, но и делюсь с подписчиками бонусной информацией, а также показываю отдельные приёмы email маркетинга на практике. До встречи в вашем почтовом ящике! 🙂