№48 Automation MailChimp: что это такое и с чем его едят?

В прошлый раз мы поздравляли подписчиков с Днём Рождения, сегодня будем разбираться с новым функционалом автоответчиков MailChimp — Automation.

Поскольку интерфейс Automation меняется буквально на глазах, в этот раз попробую обойтись без подробной инструкции со скриншотами (тем более, уже реализовал что-то подобное на примере триггера «С Днём Рождения!» в прошлой статье).

Вместо этого ограничусь общим описанием алгоритма работы с новыми автоответчиками, а потом сосредоточусь на изменениях интерфейса и функционала, которые внедрил сервис в конце лета 2014.

 

Как работать с Automation

Итак, поехали: чтобы создать автореспондер в MailChimp, теперь нужно:

1) Перейти в раздел Automation (на всякий случай, напомню, что пользоваться им можно только на платных тарифных планах).

2) Запустить процесс создания нового автоматического письма/серии писем (Create Automation Worflow).

3) Выбрать список рассылки и тип автоматизации (List and Workflow).

4) Указать основные параметры кампании — название, имя и email отправителя, utm-метку и т.д. (Setup).

5) Выбрать сегмент списка рассылки при необходимости и установить конкретное время отправки (Trigger).

6) Создать автоматическое письмо/серию писем (Emails):

— скорректировать момент отправки, если необходимо (Change delay),
— разработать содержание письма (Design Email):

— указать его название и тему (Setup),
— выбрать один из доступных шаблонов (Template),
— вставить в шаблон своё содержание (Design),

— добавить ещё письма в серию, если необходимо (Add Email).

7) Проверить, все ли настройки кампании выставлены корректно (Confirm).

8) Запустить автоответчик (Start Workflow).

 

После этого остаётся только наблюдать, как письма отправляются по разработанному сценарию, да ещё, быть может, посматривать в очередь отправки, чтобы убедиться, что автоответчик работает как следует:

 

Automation VS Autoresponders

Теперь сравним Automation с Autoresponders — прошлой версией функционала автоответчиков (его подробное описание есть в отдельной статье). Если разобраться, то становится видно, что изменения коснулись в основном внешнего вида автоответчиков и заключаются в перестановке некоторых шагов и функций местами.

Для наглядности сравнил старую и новую версию  в таблице было/стало. Серьёзные изменения выделил красным, а незначительные — жёлтым цветом:

 Autoresponders (было)   Automation (стало) 
1. Resipients 1. List and Workflow
Выбор списка рассылки
Выбор сегмента списка
Выбор списка рассылки
Выбор типа автоответчика
2. Trigger 2. Setup
Выбор типа автоответчика
Выбор условия и времени отправки
Настройки параметров кампании
3. Setup 3. Trigger
Настройки параметров кампании Выбор сегмента списка
Выбор условия и времени отправки
4. Template 4. Emails
Выбор шаблона для письма Создание писем
5. Design 5. Confirm
Создание содержания письма Проверка
Подтверждение отправки
6. Confirm
Проверка
Подтверждение отправки

 

Новое в интерфейсе

1. Выбор типа автоответчика перенесён из Trigger на первый шаг. Шаг переименован в List and Workflow, типы автоответчиков представлены иконками, однако, в сущности, их назначение не поменялось:

Было  Стало   Событие для автоматизации 
Subscription to list Welcome message
Educate subscribers
Welcome Series 
Подписка на рассылку (или импорт подписчика в Список рассылки).
Campaign is opened
Any link in campaign is clicked
Specific link in campaign is cliked
Custom Активность подписчика в предыдущих кампаниях (просмотры и клики).
Any Purchase recorded
Best customers
Specific product purchase
Purchase from category of products
Any Product Purchase
Информация, полученная при помощи приложения MailChimp Ecommerce360.
Specefic date One-time event Конкретная дата в Списке рассылки.
Annually recurring date
Birthday
Annually recurring event Ежегодно повторяющаяся дата.
Merge field changed Custom Информация о подписчике в Списке рассылки изменилась определённым образом.
Mandrill email is opened
Any link in Mandrill email is clicked
Mandrill email is sent
Mandrill email is sent, opened, or clicked
Mandrill email activity События приложения MailChimp Mandrill.
Subscriber browses to URL Website activity Посещение подписчиком определённой страницы сайта (на сайте установлен код отслеживания из приложения MailChimp Goal).

 

2. Выбор сегмента списка перенесён на шаг Trigger. Сам шаг Trigger переставлен с 2-го места на 3-е в последовательности шагов:

 

3. Шаги Template и Design объединены в общий шаг Emails, на котором теперь собрано всё, что касается разработки содержания писем:

 

4. Шаг Confirm (проверка и подтверждение отправки) переработан в соответствии с новой структурой автоответчиков:

 

Новое в функционале

1. На шаге Setup в настройку параметров кампании добавлен чек-бокс для отправки статистики автореспондера на email:

Если проставить галочку в чек-боксе и запустить автореспондер, то на почту владельца аккаунта регулярно начнут приходить письма под темой «Automation Activity» со статистикой отправок:

 

2. На шаге Trigger расширены возможности выбора времени отправки. Если раньше устанавливалось только конкретное время, в которое должен сработать автореспондер (например, отправлять письма в 3 часа дня):

то теперь можно выбирать целые временные интервалы (например, отправлять письма с 12-ти до 3-х):

 

3. Добавлен полностью новый шаг Emails, который предусматривает разработку связанной цепочки писем. Если раньше все письма были свалены «в кучу» в разделе Autoresponders (упорядочить их можно было только при помощи папок):

то теперь цепочки писем визуально соединены:

Цепочка может включать как одно письмо, так и целую серию писем.

Первое письмо может отправляться немедленно (immediately), как только произошло предусмотренное событие:

Раньше минимальным интервалом отправки было «в течение часа» (within the hour of):

Последующие письма могут отправляться как с привязкой к активности подписчика в предыдущих письмах (open, click) — что уже было, в общем-то, реализовано в старой версии автореспондеров:

так и к самом факту отправки предыдущего письма (sent), что является действительно новым функционалом:

 

+/-

Как и многие нововведения, Automation сделала несколько шагов вперёд по сравнению с Autoresponders, но не удержалось и от парочки назад.

Преимущества:

— Чёткое разделение автоматических писем по назначению (welcome email, обучающий курс, письма для электронной коммерции и т.п.),
— Возможность выстраивать связанные цепочки писем в рамках одного автоответчика,
— Возможность отправлять письма немедленно после произошедшего события.

Недостатки:

— Единая utm-метка на всю кампанию: если захочется добавить в разные письма цепочки разные метки, пока это придётся делать вручную,
— Усложнение подготовки кампании: хотя внешне количество шагов в подготовке сократилось (с 6-ти до 5-ти), но по факту, с учётом «встроенных» шагов Emails выросло (с 6-ти до 8-ми).

Наконец, к чисто субъективным «недостаткам» можно отнести то, что работать с Automation пока ещё непривычно. Однако здесь, думаю, дело поправимое — достаточно подготовить несколько автоматических писем в новом интерфейсе, чтобы освоиться.

 

Переход со старого на новое

Сервис предусматривает переход от старого метода создания автоответчиков к новому. Пока все старые автоответчики функционируют. Их можно копировать (Replicate), чтобы работать в прежнем интерфейсе. А чтобы перенести автореспондер в новый интерфейс, предусмотрено сразу 2 возможности:

1. Копирование через выпадающее меню в правой колонке (Replicate to Automation):

2. Импорт автореспондеров на шаге Emails (import Autoresponder content):

В дальнейшем, вероятно, сервис окончательно «переедет» на Automation. Как и в случае с Drag&Drop редактором, этот процесс будет поэтапным и достаточно длительным, чтобы все пользователи могли перенастроить свои автоответчики на новый лад почти безболезненно.

 

Резюме

Automation — по большей части, это переработка прежнего интерфейса. Действительно новых возможностей по функционалу пока не так много, а те, что внедрены, я не назвал бы “революционными”. К примеру, разработка цепочки писем раньше вполне просто решалась созданием разных папок и сегментацией с привязкой к активности подписчиков в предыдущих кампаниях.

Тем не менее, полагаю, MailChimp продолжит совершенствовать автоматизацию (наращивая, к примеру, типы доступных Workflow), так что переход от Autoresponders в духе старого механизма по созданию отдельных кампаний к Automation с его связанными цепочками, в конечном итоге будет оправдан.

Пользоваться новыми автоответчиками пока непривычно, но это не смертельно:) Интерфейс по-прежнему хорош и доступен, разработчики реагируют на обратную связь и вносят необходимые корректировки — так что освоиться с Automation и работать “на автопилоте”, как с прежними Autoresponders, не составит большого труда.

 

P.S. В следующий раз вернёмся к способам пополнения базы подписчиков. Разберём по косточкам разработку формы подписки для каждой страницы сайта.

 

P.P.S. Если вы ещё не подписались на мою рассылку — самое время это сделать. Я не только анонсирую свежие статьи блога, но и делюсь с подписчиками бонусной информацией, а также показываю отдельные приёмы email маркетинга на практике. До встречи в вашем почтовом ящике! 🙂